Центр реабилитации: лечение алкоголизма и наркомании Центр реабилитации +7 (834) 23-13-777
Заказать звонок
Круглосуточно и анонимно +7 (834) 23-13-777

​Первичная профилактика наркомании и алкоголизма

Стратегия первичной профилактики отклоняющегося поведения детей, (в том числе и употребления психоактивных веществ) должна быть направлена на развитие внутренней ресурсности ребёнка.

На данный момент первичная профилактика во многом строится на запугивании последствиями употребления ПАВ, что не является достаточно эффективным, так как человек психологически защищается иллюзией бессмертия, то есть наше сознание отталкивает от себя саму мысль о возможном конце. Так же иллюзия бессмертия опирается на иллюзию справедливого мира (если я ничего такого уж плохого не делаю, то жизни не за что наказывать меня), и у меня все должно быть хорошо, те последствия, о которых рассказывают наркологи, меня не коснутся. Ведь каждый человек имеет склонность хорошо относиться к себе и такая иллюзия собственной непогрешимости ещё один защитный психологический механизм. И, в итоге, человек верит, что он сам управляет своей собственной жизнью. И поэтому именно с ним ничего плохого не случится.

В связи с этим, запугивание последствиями употребления ПАВ малоэффективно. Ребёнок свободно идёт на разного рода эксперименты со своим здоровьем, с лёгкостью соглашаясь попробовать какое-либо вещество, изменяющее сознание.

Лучший способ оградить ребёнка от употребления наркотиков - научить его уважительному и бережному отношению к его жизни, к своей личности, научить умению говорить «нет».

И эта задача также ложится на плечи родителей, они во многом должны научить детей уважительному и бережному отношению к себе. А задача медицинских и реабилитационных организаций, уделить внимание информированности родителей, о причинах начала употребления ПАВ, последствий употребления, признаках употребления, в то время, как в настоящий момент, лекции по профилактике употребления ПАВ, проводятся в основном с детьми.

В чем должна заключаться работа с детьми:

- необходимо разъяснить кто такой химически зависимый человек.

- понятие о том, что такое «независимость».

- прояснение понятия «ценности», выявление и осознание собственных ценностей и потребностей.

- введение знаний о том, что такое эмоции, чувства, настроение, аффект. В этом разделе должны подробно изучаться базовые эмоции: злость, печаль, страх, радость, вина (стыд), разъясняться их проявления, их суть (какую функцию выполняет каждая эмоция), проводиться обучение экологичному выражению и проживанию неприятных эмоций.

- объяснение понятия «самооценка» и « самоценность».

- знания о психологическом возрасте, понятия психологическая зрелость и психологическая не зрелость (психический инфантилизм).

- разъяснение коммуникативных навыков, коммуникативной компетентности и не компетентности. Понятие конфликта, эмпатии, личностных границ (здоровых и не здоровых).

- привитие навыков самоанализа. Выявление установок, ограничивающих убеждений, и искажений мышления.

- введение понятий о действии наркотика. Элементарные знания по строению и работе нервной системы (что такое нейрон, процесс передачи нервного импульса, что такое и как действуют эндогенные опиаты). Стадии развития зависимости. Схема Джеллинека.

Это примерный перечень задач, при профилактической работе с детьми.

Рекомендую учебным заведениям приглашать консультантов, прошедших подготовку по методике «Занимательная независимость» с целью проведения мероприятий по первичной профилактике употребления психоактивных веществ.

Ольга Александровна Ильина

Медицинский психолог клиники «Вершина-Саранск»

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ